farmaciaeconomico.com

Роль гражданского общества в реализации институциональных реформах Казахстана

Роль гражданского общества  в реализации институциональных реформах Казахстана

Ранее мы размещали результаты экспертного исследования по теме: «Анализ развития гражданского общества В Казахстане», предлагаем вашему вниманию продолжение в виде  отдельных аналитических  выводов и рекомендаций.

     Укрепление и развитие гражданского общества в значительной степени определяется оптимальностью соотношения государства и гражданского общества, как отношений, основанных на равноправном партнерстве.    При всем многообразии интересов в обществе существуют и общие для всех интересы, которые воплощает в себе и выражает государственная власть. Гражданское общество развивается тогда, когда оно не только не подвержено абсолютной регламентации со стороны государства, но и более того, само может контролировать государственную власть через определенные механизмы.

 Для обеспечения равноправного партнерства должны быть установлены обязанности государства перед индивидами и гражданским обществом, а также права и обязанности индивидов, функции и полномочия гражданского общества. Только паритетное понимание смысла укрепления и развития гражданского общества, основанного поиске и реализации совместных, общепонятных и общезаинтересованных позициях и мнениях способно обеспечить устойчивость и перспективность гражданскому обществу. Но есть ли такое понимание тенденций развития гражданского общества в современном Казахстане по мнению экспертов?  К сожалению — нет. Данный вывод  в решающей мере основан на том, что  только каждый третий  эксперт — 33,8 %  ( диаграмма № 5) согласен  с мнением , что  в современном Казахстане имеется  устойчивая тенденция направленная на укрепление и развитие гражданского общества, причем — 29,8 % из них  убеждены  в совместном понимании гражданского общества и  государства  в необходимости данного процесса. Но 66,2 % опрошенных респондента считают что в этом процессе  больше заинтересованно государство — 29,8% , 25,5% экспертов склоняются к мысли о том, что государство  идет на реформирование вынужденно, под давлением общества, а 17%  экспертов  вообще не видят каких либо  тенденций направленных на развитие гражданского общества.

Диаграмма № 5

Диаграмма 5

Гражданское общество — общество, где главным действующим лицом и субъектом происходящих в нем процессов и отношений выступает человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Это понятие также обозначает всю совокупность существующих независимо от государства и его органов общественных отношений: политических, экономических, культурных, национальных, религиозных, семейных и других,  которые отображают и  многообразие частных интересов.

Общество становится гражданским лишь на определенной стадии демократического развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.

Становление гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство.

Предпосылками развития  и укрепления гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности.

В этой связи  значительная часть экспертов  — 63,8 %  ( диаграмма №6 ) убеждена, что наряду с общепринятыми  предпосылками развития  гражданского  общества  уровень партнерских взаимоотношений между структурами власти и институтами гражданского  общества требует определенной модернизации. К тому же  значительная часть респондентов ( 27,7 % ) считают необходимым  усиления  правовой защищенности граждан при  строгом соблюдении законности в стране.

Диаграмма № 6

Диаграмма 6

Целью гражданского общества является защита интересов каждого члена общества, представление его интересов перед лицом власти и общества, общественный контроль за деятельностью власти и формирование внутренней и внешней политики этого общества. В этой связи представляет определенный интерес  мнения экспертов  по данному утверждению ( диаграмма № 7) , как парадигме  развития и укрепления гражданского  общества.  С учетом того, что 38,0 %  опрошенных респондентов  «уверены»  в способности  гражданского общества защитить интересы каждого своего члена « при  определенных оговорках »  , а 46,8 %  экспертов  в данном « не уверены »  следует предположить  что  доминирующим  настроением  в гражданском обществе страны  является — недостаточное  продвижение в реализации  основной цели гражданского общества, о существенном потенциале  в развитии данного аспекта  для углубления социальных реформ в стране.

Диаграмма №7

 Диаграмма 7

 К одной из целей настоящего экспертного опроса являлось изучение необходимости дальнейшего совершенствования законодательной, социально-экономической и организационно-методической базы для всестороннего развития институтов гражданского общества и их равноправного партнерства с государством и бизнес-сектором в соответствии с основным вектором развития страны — совершенствование «современного государства для всех».  В этой связи большинство экспертов — 51% (диаграмма № 8)  убеждены  в необходимости  реформирования  , практически, всех сфер гражданского общества. Эксперты убеждены, что казахстанское общество должно поэтапто адаптироваться к переменам. которые позволят минимизировать внутренние противоречия, сохранить политическую стабильность и гражданское единство.

       Однако, анализ мнения экспертов   показывает и достаточно неблагоприятную позицию   по данному вопросу, когда практически каждый четвертый    респондент (27,6 % )  выражает   отсутствие убежденности в необходимости реформирования  по причине —  «  реформирование не способно   принести  желанный  результат ».  Отдельные эксперты (19,0 %) считают реформирование  не совсем своевременным  по причине наличия потенциала для  совершенствования гражданского общества, без  дополнительных мер по их интенсификации.

Диаграмма № 8

Диаграмма 8

   Динамика  развития  современного гражданского общества Казахстана во многом определялась  Концепцией  развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы , которая   была разработана в соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией  развития страны  на перспективу.  Концепция  предложила пути  совершенствования гражданского общества, которые во-многом  стали  перспективными и успешными для общества и государства в целом.  Однако   современные  экономические и политические реалии , глобальные угрозы и вызовы, актуальность сохранения темпов и развития страны для вхождения в Топ-30 мировых держав  диктуют необходимость нового анализа  состояния  развития гражданского общества, конкретизации его роли в институциональных  реформах в Казахстане, в построении современного государства для всех. В данной связи мнения экспертов о необходимости новой, современной  Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан, нацеленной на перспективу,  практически единодушны ( диаграмма № 9).    98% экспертов  убеждено в необходимости разработки, принятия и реализации новой  Концепции развития современного гражданского общества  в стране. Безусловно , подавляющая часть респондентов — 59,5 %  при этом призывают к  объективному анализу нового состояния  общества, но  необходимость  подготовки новой Концепции предельно очевидна.

Диаграмма № 9

 Диаграмма 9

Отдельные выводы и рекомендации:

Для совершенствования и развития гражданского общества в Казахстане представляется необходимым:

  • сформировать и содействовать становлению региональных диалоговых площадок между структурами государственной власти  и институтами гражданского общества  для согласования интересов при подготовке и реализации решений , призванных  содействовать укреплению гражданского общества  в стране и его институтов, совершенствованию взаимодействия и взаимовлияния власти, бизнеса и общества;
  • обеспечить систематическое использование практики «общественных слушаний» в подготовке решений  по социально значимым проблемам территорий с  активным привлечением представителей всех секторов гражданского общества ;
  • совершенствовать различные  механизмы и инструменты взаимодействия государственных органов с населением (рабочие группы , экспертные мнения, консультации,  координационные советы,  комиссии,  мониторинговые группы, фокус-группы и др.)  , посредством привлечения  лидеров общественного мнения, экспертов, граждан с активной жизненной позицией к проработке вопросов имеющих общественную значимость;
  • подготовить  предложения  по    механизмам   общественного  контроля за деятельностью органов государственной власти и   местного самоуправления, внести отдельные изменения и дополнения в законодательную базу  ;
  • изменить систему оценку характера и уровня взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества, сосредоточив основное внимание на  продуктивности принимаемых и реализуемых решений, а не на уровне и интенсивности взаимодействия ;
  • инициировать процедуру подготовки, обсуждения и принятия новой Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан до 2025 г , декларирующую  усиление влияния институтов гражданского общества на структуры государственной власти, определяющей ответственность  всех институтов казахстанского общества за общее будущее страны.

Материал подготовлен ОО «Центр гражданской инициативы» г. Алматы,   в рамках проекта «Повышение уровня взаимодействия государства и НПО» в рамках государственного гранта «Развитие гражданского общества в Республике Казахстан» НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК»

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Фотогалерея