farmaciaeconomico.com

Участники вебинара ГЦ изучили основы стратегического планирования работы НПО

Пост релиз вебинара «Стратегическое планирование НПО: управление рисками и командообразование»

20 августа 2020 г. при финансовой поддержке Управления общественного развития г. Алматы, НАО «Центра гражданских инициатив», а также при содействии Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан прошел образовательный вебинар организованный Гражданским центром Алматы (ОФ «Информационно-ресурсный центр») на тему: «Стратегическое планирование НПО: управление рисками и командообразование».

Данный вебинар посвящен одной из важных задач менеджмента в неправительственных организациях – стратегическому планированию. И целью, что ставят перед собой организаторы вебинара, заключается в том, чтобы помочь тем, кто нуждается в теоретических знаниях и практических навыках по организации процесса стратегического планирования в своих социально-ориентированных организациях.

Стратегическое планирование представляет собой целенаправленный процесс, помогающий прояснить, чего хочет добиться НПО, и каким образом она планирует этого достичь. Одним словом, стратегия – это общий, всесторонний план достижений целей, содержащий долгосрочные цели деятельности и развития организации.

Для успешного существования организации, главным представляется – рост общественной организации, недостаточно сотрудникам пытаться просто выполнять указания руководителя, даже если он является признанным лидером. Сотрудники НПО (вне зависимости от занимаемой должности) должны регулярно обмениваться информацией, заранее представлять, как их вклад повлияет на благо общего дела и какова конечная цель той или иной активности организации. И здесь самым эффективным инструментом активизации всех сотрудников и налаживания обмена информацией является не столько совместное планирование конкретной деятельности, а постановка ясных целей и задач, то есть выработка стратегии.

Стратегия начинается с неизменного ее аспекта – с концепции, с того, ради чего организация существует. Концепция должна привлекать и мотивировать. Без нее любая организация со временем может обанкротиться или самоликвидироваться. Суть стратегического планирования не в том, чтобы разработать планы действий на несколько лет вперед, а рассчитать стратегию – сочетая ресурсы и навыки организации, с одной стороны, и возможностей и рисков, исходящих из окружающей среды, с другой стороны, действующие в настоящем и будущем, при котором организация достигает основной цели.

Переходя к более детальному рассмотрению содержания и процесса стратегического планирования, тренер Тултабаев Султанбек – к.т.н., доцент ALMAU, бизнес-консультант, тьютор The Open University (Великобритания) представил базовые схемы концепции, дающие представление о составляющих НПО, куда относятся: спланированная концепция, она позволяет выстраивать сильные и слабые стороны организации, оценивать собственные ресурсы и профессиональные навыки, а также внешние возможности и угрозы. Для того, чтобы компания жила по концепции, со спланированной стратегией должны быть согласны все и руководители, и персонал. Само по себе стратегическое планирование, как процесс, важен с той точки зрения, что 1-2 раза в год необходимо напоминать/доносить сотрудникам видение, миссию и цели организации. Сам процесс организации и проведения стратегического планирования становится важен, поскольку эффективен тот план, те стратегии, которые разработаны не одним человеком, а командой и сотрудниками, которые потом их будут реализовывать.

Важно отметить, что в процессе стратегического планирования есть три основных элемента стратегии: цель, охват, конкурентное преимущество.

Охват, как критерий, пожалуй, является главной направляющей, определяющий «в каком бизнесе организация», а также, что компания намеревается делать, а чего делать не собирается. Оценивая имеющие ресурсы, учитывая возможности и препятствия внешней среды организация принимает решение, каким образом и на какие потребности клиентов будут отвечать в рамках уже очерченной миссии и основных направлений деятельности. Иначе говоря, приоритеты НПО логически вытекают из соотнесения миссии и направлений деятельности с одной стороны, и условий внешней и внутренней среды с другой. Этот момент является ядром стратегического планирования.

Конкурентное преимущество – ключевой термин, отличающий НПО от других конкурентов. Это отличие должно помочь организации удовлетворять какие-то важные нужды потребителя, в идеале – это превосходство перед конкурентом (люди, группы, другие НПО, конкурирующие за что-либо).  

Принципиально важно определить анализ внутренней и внешней среды (анализ SWOT), это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей для развития и угроз, исходящих извне.

Также необходимо помнить, что внутри сложившейся стратегии возникает зарождающаяся стратегия. По мере реализации стратегии управленцы (менеджеры) на всех уровнях организации ежедневно принимают множество решений, совокупность этих отдельных решений постепенно изменяют позицию компании и определяет какой будет дальнейшая стратегия.

Таким образом, суть стратегического планирования сводится к нескольким основным составляющим перечисленных выше. С одной стороны, необходимость периодически сопоставлять собственные цели (руководитель) на основе мнений сотрудников, обязательное участие сотрудников в процессе планирования и принятие решений гарантирует их заинтересованность и энтузиазм, а также ощущать свою причастность и значимость в последующем исполнении принятых решений.

Кроме этого, тренер разъяснил значение, включающих тем: стратегические цели и показатели, роль стратегии как фильтра, визуализация стратегии как фильтра, инновации и рамки в стратегии, правила командной работы и мн. др.

Стратегическая цель должна лаконично выражать ясное понимание того, что организация собирается делать в четко определенный период времени. Главное в постановке цели — ее определение, чтобы всегда было ясно, продвигаетесь к ней или нет. Кроме того, в качестве рекомендации от тренера: каждому НПО необходимо время от времени представлять или воображать: цель выполнена, прошло два года, стратегический план реализован, что в результате? Каков социальный эффект, какие изменения во внешней среде, в ваших клиентах и их значимом окружении произошли? И описать ожидаемый результат в качественных измеримых индикаторах.

Стратегических целей не может быть много, они должны указывать к каким конкретным качественным изменениям вы намерены прийти к определенному времени, а также соразмерять бюджет (прямые и непрямые расходы).

Для многих руководителей НПО жизненно важно ежедневно задавать себе вопрос: что я лично сделал, чтобы мое НПО было самым лучшим? Что я лично сделал, чтобы мои подчиненные раскрыли себя как личности? И важно помнить, стратегию НПО разрабатывает команда и здесь существуют свои правила взаимодействия друг с другом, к примеру:

-позитивный настрой, принцип «здесь и сейчас»

— обращаться к друг другу по имени

— задача лидера предоставить всем право высказывать свое мнение

-уважать мнение других

— контролировать время, отведенное для работы

— и многое др.

Участие в обучающем вебинаре приняло более 33 участников, которые активно обсуждали с тренером имеющие стратегии и проясняли задачи приоритетных направлений в деятельности. Этот тренинг позволил представителям НПО, гражданским активистам сфокусироваться на целях и ожидаемых результатах, и шагах, которые необходимо сделать для того, чтобы видение успеха было достигнуто качественно и результативно.

Запись вебинара можно увидеть на YouTube-канале и сайте Гражданского центра Алматы (Civil center Almaty), а также по ссылке на видео https://youtu.be/650rMYWt5Qc. Также в нашей медиатеке Вы найдете множество других полезных обучающих вебинаров.

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Последние записи

Фотогалерея