farmaciaeconomico

О видах формирования финансовой устойчивости НКО прошел вебинар

ПОСТ-РЕЛИЗ

11 сентября 2020 года посредством видеоконференции прошел вебинар на тему: «Фандрайзинг, краудсорсинг и другие виды формирования финансовой устойчивости и стимулирования гражданской активности».

Проект был организован Гражданским центром Алматы (ОФ «Информационно-ресурсный центр) в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив», также при содействии Министерства информации и общественного развития РК.

В последнее время в интернет пространстве периодически мелькают странные на первый взгляд слова – «фандрайзинг», «краудсорсинг», «краудфандинг». А что это такое, какая между ними связь и какие возможности дает для НПО детально разъяснил бизнес-тренер, коуч Галым Жакупбаев на онлайн-встрече. 

Бесперебойная и эффективная работа некоммерческой организации и реализация проектов требует затрат не только трудовых, временных, но и финансовых и материальных. Технология поиска, привлечения и использования финансовых и материальных средств называется фандрайзингом.   Fundraising (анг. Fund (средства, фонды) +to raise собирать, добывать). 

При этом фандрайзинговая деятельность это не только сбор пожертвований и прошений, современный фандрайзинг — это профессиональная деятельность, выстроенная по определенным принципам и алгоритмам, применяющая разнообразные инструменты и методы социального маркетинга для поиска спонсорских средств из различных источников.

Некоммерческая организация, как любая другая коммерческая, определяет свою целевую аудиторию, формирует цели, проводит маркетинговую кампанию в целях привлечения ресурсов, в этом случае фандрайзинг выступает, как маркетинг. Когда НПО строит долгосрочные партнерские отношения с донорами, благотворителями, меценатами в их многостороннем участии в деятельности НКО, тогда фандрайзинг выглядит, как отношения.  Краудсорсинг и краудфандинг являются технологиями фандрайзинга.

Краудсорсинг – (англ. crowdsourcing — «использование ресурсов толпой») не только поиск и привлечение средств, но и мобилизация ресурсов добровольцев посредством информационных технологий для решения общественно значимых задач. Краудфандинг — младший брат краудсорсинга, в переводе с английского языка «народное финансирование»  (от «crowd» – толпа и «funding» – финансирование), в его задачу входит коллективное сотрудничество людей (доноров), добровольно объединяющих свои деньги и другие ресурсы, как правило через Интернет для поддержания усилий людей или организаций (реципиентов). Сбор средств может служить различным целям – помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поддержки спортивных болельщиков, финансирования стартап-компаний, получения прибыли от совместных инвестиций и др.

По мнению тренера, проблема многих НПО- это ожидание денежной помощи, как источника решения всех задач. При этом некоммерческие организации упускают один важный момент, который необходимо применять всем без исключения, а именно искать ресурсы (люди, оборудование, время, информация) и выгоду/пользу, где как раз в дальнейшей работе эти ресурсы помогут осуществить любую деятельность и поддержат существование организации. Социальная программа (проект), предлагаемая фандрайзингом должна быть привязана к тематике, выбранной этой организацией в рамках ее корпоративной социальной ответственности. В любой деятельности важно иметь больше возможностей и меньше угроз.

Для того, чтобы успешно привлекать ресурсы, НКО должны соблюдать определенный алгоритм действий: изучить основные понятия фандрайзинга, краудсорсинга; проработать нормативно-правовые документы, регламентирующие осуществление фандрайзинга, краудсорсинга, краудфандинга; ознакомиться с возможными источниками ресурсов и определить наиболее приемлемые для конкретного НПО в местных условиях; наметить собственный план; овладеть знаниями о разновидности доноров и особенностях работы с ними; освоить возможные методы (инструменты) осуществления фандрайзинга; ознакомиться с правилами, которые облегчают жертвователю принятие решения и его последующее выполнение; следовать алгоритму планирования и проведения фандрайзинговой кампании; при отказе, нужно провести работу над ошибками и выяснить, почему это произошло, а в будущем учитывать ошибки. Стратегии фандрайзинга строятся на организационной миссии, целях на определенный период времени, требованиях к финансированию (сколько, зачем, основные расходы).

В ходе вебинара тренер поделился некоторыми успешными примерами фандрайзинга и краудфандинга, рассказал о матрице SWOT анализа, об элементах стратегии маркетинга, планах сбора средств, инструментах продвижения и продажи продуктов НПО. Кроме того, остановился на основных этапах эффективного фандрайзинга и его методах, как: «Один на один», «От двери к двери», сбор средств «на рабочих местах» и на методе вовлечения населения.

Для успешной работы фандрайзинга необходимо следовать его принципам:

  • активность (НПО самостоятельно должны выходить на потенциальных спонсоров и доноров, т.е. подойдут различные методы поиска и сбора средств);
  • диверсификация (чем разнообразнее источник финансирования, тем стабильнее будет финансирование организации);
  • положительный имидж организации;
  • обратная связь и формирование долгосрочных отношений с донорами и всеми, кто оказал помощь и поддержку;
  • эффективность — соотношение расходов на фандрайзинговую или краудсорсинговую деятельность с полученным результатом. Затраты на проведение кампаний не должны превышать объем и качество полученных ресурсов;
  • целеполагание и планирование.

Также не стоит забывать, что НПО должны привлекать человеческие ресурсы, а именно: волонтеров, партнеров, попечителей, бесплатно обучать персонал, применять бесплатные или на льготных условиях консультации. В работе по привлечению финансирования необходимо включать методы фандрайзинга, которые выглядят следующим образом:

  • персональное обращение с просьбой о финансировании к донорам, спонсорам, благотворителям;
  • проведение массовых акций для привлечения средств аукционов, презентаций, выставок, обедов и др. мероприятий;
  • участие в грантовых конкурсах, публичные устные выступления на конференциях, семинарах, телерадиопрограммах, в социальных сетях;
  • участие в партнерских проектах, привлечение благотворителей к совместному участию путем направления писем-предложений;
  • использование ящиков для сбора пожертвований; привлечение волонтеров, в т.ч. интеллектуальных;
  • размещение рекламы в СМИ, баннеров в интернете, привлекающих внимание к проблеме, которая требует решения;
  • членские взносы и оказание возмездных услуг, как способа самофинансирования;
  • использование ресурсов сети Интернет для поиска потенциальных доноров и благотворителей.

Эти методы дают стабильное поступление денежных средств с разных источников, при этом у НПО появляется возможность отслеживать динамику пожертвований, их размеры. Также стоит помнить, что есть множество других способов привлечения дополнительных ресурсов для деятельности и развития организации, к примеру, получить безвозмездную помощь оборудованием, оргтехникой, т.е. материально-техническими средства, либо взаимоотношения с другими организациями на бартерной основе, участие в грантовых программах, как зарубежных, так и отечественных, оплата труда привлеченных сотрудников через Центр занятости и многое другое.

В дальнейшей части вебинара тренер Жукупбаев Галым поделился информацией о классификациях доноров, среди которых могут быть частные, корпоративные, общественные фонды, программы крупных предприятий, государственные институты развития, министерства и ведомства, финансовые институты, иностранные представительства, зарубежные донорские агентства, бизнес ассоциации.

Кроме того, постоянно действующей НПО необходимо помнить о способах продвижения своего проекта через краудфандинговые площадки. Их достаточное количество, стоит лишь начать поиск, к сведению, есть казахстанские работающие краудфандинговые площадки:www.startuper.kzwww.baribirge.kzhttps://start-time.kzwww.startupnetwork.kz.

В рамках этой онлайн-встречи приняли участие около 25 участников, среди которых были лидеры общественных организаций и объединений, волонтеры, гражданские активисты.

Каким бы способом не собирались финансовые средства завоевание единомышленников, инвесторов, спонсоров должно быть приоритетом в организации поиска, а также вписываться в их сферу интересов и ценностей, которые в последующем будут чувствовать удовлетворение от своего поступка и веры в миссию.

По сути фандрайзинг – это искусство и бизнес одновременно. Невозможно добиться успеха без уверенности в идее, которой служит организация, без решимости в поиске ресурсов, терпения и желания быть полезным, и ощущения собственного морального веса от своего дела. А количество пожертвований будет таким, насколько люди доверяют этой НПО, понимают, чем она занимается и как тратит собранные средства и ресурсы.

Если Вы пропустили онлайн вебинар в режиме реального времени или желаете повторно прослушать отдельные разделы обучающей темы, то, напоминаем, что запись вебинара всегда можно найти на YouTube канале Гражданского центра Алматы (CivilcenterAlmaty) или пройти по прямой ссылке https://www.youtube.com/watch?v=E0LVbw2TH4w&t=7s. Смотирите также и другие учебно-методические видео для НПО в нашей медиатеке и на сайте www.civilcenteralmaty.kz,

#civilcenteralmaty #cisc2020 #qogamgov

Для того, что бы оставить комментарий - авторизируйтесь Войти

Последние записи

Фотогалерея